Rambler's Top100
" AutoBanner System "
К А Р Е Л И Я
Достопримечательности и интересные места.

М18"Старый мурманский тракт".
ст.Шуйская - Гирвас - Юстозеро - Медгора.

Станция Шуйская - стр.112(К), 165-6(ДР; обозначена, как Шуйская).

• АЗС"ТНК". На въезде в деревню, слево по ходу из Петрозаводска. Проверена неоднократно.
  • Кафе на АЗС"ТНК". Чистенько и непритязательно, можно выпить кофе и перекусить горячего (сосиски, пельмени, яичница и т.д.). Ночью и по утрам бывает закрыта, хотя означено "24ч."
  • Левая отворотка на Гирвас-Юстозеро в конце поселка. Прямо - новая М18"Кола"(бывшая Р15). Уходить налево.
  • Отель "Калевала" - стр.96(К), 165-6(ДР, ориентир - н.п.Шуйская). Через 1 км после д.Косалма, справа по ходу в Гирвас.
    Это довольно уютное (хотя уже немного и замшелое) заведение с приличными номерами со всеми удобствами, сауной, баром, рестораном, бильярдом, охраной, парковкой и т.п. Попытка создать сервис в тайге. Стоимость удовольствия в 2000 году - 15-45$ за номер в зависимости от категории апартаментов. Бар, ресторан, сауна, бильярд.

Турбаза "Косалма" - стр.96(К), 165-6(ДР, ориентир - н.п.Шуйская). Через 1-1,5км в сторону Гирваса после отеля "Калевала" - левая отворотка с приметной деревянной скульпутурой(сама по себе весьма живописна!..) и указателем <<<"ТБ Косалма"|.
    Знаменитая в советское время турбаза "Косалма". Типичная турбаза! Два двухэтажных корпуса, комнаты на 2-3 человека, умывальники и туалет в конце коридора, телевизор в холле (был в 1996 г.). Отдельная столовая. Баня (полуобщественная). Лодки на прокат.

Марциальные воды - стр.96(К), 165-6(ДР). ~30км от ст.Шуйская.

• Бальнеогрязевой курорт (железистые воды и лечебные грязи озера Габозера), основанный Петром I в 1719г.. Несколько источников внизу у дороги. Неприглядны до безобразия.
  • Петропавловская крепость. При въезде в поселок, слева по ходу в Гирвас.
  • Музей-заповедник Первого российского курорта. Здание музея - деревянный домик при въезде в поселок, справа по ходу в Гирвас.
  • "Петровская сосна" - по местным поверьям эта сосна различает хороших и плохих людей - хороших "притягивает", а плохих "отталкивает". Сведений, что до Марциальных вод добирались "плохие" автотуристы не имеется. Пока всех только "притягивало". J
  • Борис Саныч, радушный начальник гаражей в Марциальных водах. В безысходных ситуациях может разрешить переночевать в бывшей турбазе, где он сам был кем-то вроде управляющего в свое время.
  • п.Гирвас - стр.83(К),165-4(ДР). ~40-42км от Марциальных вод.
    Типичный северный поселок, но, между тем, весьма примечательный во всех отношениях своими ближайшими окрестностями.
  • Скалистый каньон р.Суна. На въезде в поселок (знака н.п. нет, кстати...) со стороны Марциальных вод. Ориентир - чувствительный спуск с левым поворотом и дорога выходит на небольшую плотину, у которой слева открываются водные просторы водохранилища Гирвасской ГЭС, а справа маленький скалистый каньон - почти пересохшее русло р.Суна, питавшей некогда Поор-Порог и питюащей поныне водопад Кивач. Машину можно припарковать слева на песчаной площадочке перед плотиной. Довольно занимательно спуститься в каньон и побродить там, обозревая по ходу дела "геологические слои" в виде датированных надписей а-ля "Здесь был Вася..."J. Спуск в каньон абсолютно не опасен.
  • На перекрестке главная дорога берег правее - это смычка с новой М18"Кола". На Юстозеро брать левее.
  • Гирвасская ГЭС. Расположена в конце поселка справа от дороги на Юстозеро. Машину можно поставить за мостом через Пионерный канал, слева на площадке. Интересно обойти ГЭС слева от главного здания и спуститься вниз по каменистой тропинке. Впечатляющие виды на русло Пионерного канала и бывший Гирвасский водопад, по сравнению с которым до постройки ГЭС Кивач был бы едва заметным порогом.
  • Рыборазводник форели. Находится у парковочной площадки слева от дороги на Юстозеро. Можно попытаться вежливо, но настойчиво уговорить сотрудников выловить для вас рыбку-другую. Сначала отказывают, но потом обычно идут навстречу вашей просьбе.

• Смычка Гирвас-М18"Кола" - стр.83(К),165-4(ДР). Начинается в п.Гирвас у левого ответвления на Юстозеро.

Поор-порог - стр.83(К),165-4(ДР; ориентир - юго-восточнее н.п.Гирвас).
  • Съезд с дороги направо на наиболее крупную песчанку ровно около километрового столба с цифрой "3"(обращен в сторону М18"Кола"... от Гирваса - около 3км). В принципе, не страшно ошибиться лесной дорогой - они все выходят к обрыву, под которым - небольшое озеро, в правом его углу и находится искомый водопад. Жуткое нагромождение камней, воды мало (чуть побольше во втором стоке, за главным водопадом, но он не живописен, там сильно поработали люди). Первобытное зрелище. Понятно, что до постройки Гирвасской ГЭС и отвода вод р.Суна через Пионерный канал в оз.Пальеозеро - это был крупнейший водопад на Суне (Кивач отдыхает... сейчас по нему просто течет больше воды).

• Заброшенный аэродром стратегической авиации - стр.83(К),165-4(ДР). Ориентир - между смычкой старой и новой М18 и южной оконечностью оз.Пальеозеро. Искать слева по ходу из Гирваса единственный заасфальтированный съезд налево примерно через 1,8км после правой песчанки к Поор-Порогу. Заблаговременно обозначен знаком "Примыкание второстепенной дороги слева". После съезда ехать по песчанке (их там, как в паутине... выбирать "главную", т.е. наиболее накатанную) около 1,5км.
  • ВПП длиной 2300м. Отличное место: а)для обучения вождению автомобиля; б)для впечатления о количестве народных денег, зарытых в этом лесу. В современной истории России аэродром знаменит несколькими контрабадными посадками Ил-76 с нерастаможенным китайским товаром.
  • Грибные места. За ВПП в низкорослом лесочке. Ненапрягаясь можно за 30-40 минут набрать ведро белых.

• оз.Пальеозеро - стр.83(К),165-4(ДР).
  • Места для стоянок. Пересечь ВПП заброшенного аэродрома и ехать дальше по бесчисленным песчанкам к берегу. Несколько оборудованых стоянок и просто мест для палатки. Преимущественно места такие: опушка соснового бора с лиственным и кустарным подлеском, обрыв около 1-1,5 метров и песчаная прибрежная полоса 1,5-2м шириной. Вода в озере довольно темная. Много топляка, выброшенного на берег. Глубины на южной оконечности озера небольшие. Иногда на пару сотен метров не превышают 50-80см.

• п.Юстозеро - стр.82(К), стр.165-4(ДР).

• Левый поворот на дорогу Юстозеро-Поросозеро(А132).
  • Развязка c М18"Кола" - стр.75(К),165-4(ДР).

• АЗС"ТНК". 76-92-95-ДТ. Рекомендуется заправлять полные баки.
  • Пересечение с М18"Кола". На Медвежьегорск - прямо по путепроводом М18"Кола" и дальше мимо АЗС"ТНК". На Мурманск - прямо под путепроводом М18"Кола", за АЗС"ТНК" на разворот и после него держать правее-вверх. На Петрозаводск уходить перед путепроводом направо-вверх.
  • АЗС. Через 1км после развязки с М18"Кола". "Древняя". 76 и ДТ.

Медвежьегорск - стр.75(К), 165-4(ДР).

• Климатическая курортная местность. Подробных данных не найдено. Буду благодарен за инйформацию.
  • Вышивка и самоцветы, которыми знаменит город. Данных о возможных музеях/выставках не обнаружено. Буду благодарен за информацию.